Как родители могут помочь ребенку хорошо учиться.
1. Соблюдение режима дня — важное условие успешной учебы ребенка.
2. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьниками.
3. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда детей дома. Помощь родителей детям в организации их учебного труда идет в трех направлениях.
Родители организуют режим дня школьников, проверяют выполнение домашних заданий, приучают детей к самостоятельности. На убедительных примерах показывают, что соблюдение режима помогают ребенку справиться с учебной нагрузкой, способствуют укреплению его здоровья, защищают его нервную систему от переутомления.
У 20% школьников слабое здоровье является основной причиной неуспеваемости в начальных классах.
При планировании учебной работы школьника и других его обязанностей по дому, свободных занятий, родителям важно иметь в виду, что всему должно быть отведено определенное время. Конечно, иногда приходится просить дочь или сына помочь в чем-то, когда эта помощь необходима независимо от привычного распорядка дня. Но нельзя это делать постоянно, не считаясь с тем, чем сейчас занимается ребенок. Нередко бывает так: только школьник разложил книги, сел за уроки, как его посылают в магазин. Начал мальчик читать интересную книгу — просят полить цветы, села девочка за вышивку, только начала работать — ее посылают погулять с младшим братом,
В зависимости от типа нервной системы ребенка такое переключение может происходить быстрее или медленнее.
Дети с подвижным типом нервной системы легче справляются с задачей переключения с одного дела на другое, а медлительные испытывают при этом особые трудности.
Младший школьник и в силу своих возрастных особенностей еще не умеет быстро переключаться с одного дела на другое.
Чтобы бросить одно занятие, на которое он настроился, и приступить к другому, ребенку приходится преодолеть естественное внутреннее желание настоять на своем и не выполнить просьбы родителей. В результате появляется общее недовольство, чувство огорчения.
Иногда внутреннее нежелание, связанное с трудностью переключения, проявляется в грубости. На предложение матери или отца выполнить неожиданное поручение ребенок вдруг говорит: «Не пойду я никуда, Всегда, как только начну что-нибудь интересное, так обязательно другое заставят делать».
Родители должны дать ребенку время на то, чтобы перестроиться, психологически подготовиться к новому делу. Например, дочка читает книгу, а ее необходимо послать в магазин. Мать говорит дочери: «Галя, как только дочитаешь страницу, надо будет пойти в магазин. Вот я тебе положила здесь деньги».
Или сыну: «Заканчивай делать пропеллер, через 10 минут будем накрывать на стол».
Всякое необоснованное переключение ребенка с одного дела на другое (если это стало обычным в семье) вредно и тем, что ребенок вынужден бросать начатую работу, не закончив ее. Если это войдет в систему, то у школьника будет воспитана плохая привычка — не доводить дела до конца.
Все эти факты важно учитывать родителям детей младшего возраста, в котором начинает формироваться отношение к обязанностям, урокам, общественным поручениям, к труду.
Режим предусматривает обязательное пребывание детей на воздухе и родители не должны нарушать этого требования. Таким образом, родители должны понять, что их главная задача — помочь ребенку в организации его времени дома. Организованный, усидчивый и внимательный ребенок будет хорошо работать и на уроке.
Родителям, прежде всего, надо постоянно следить за записями домашних заданий в дневнике. После этого важно проверить сам факт выполнения домашнего задания.
А затем просмотреть правильность его выполнения. Взрослые заметили ошибку в тетради — не надо спешить показывать, где она.
Ребенок должен приучаться к самоконтролю.
Сначала надо сказать: «Ты неправильно решил пример, вспомни, как ты проверял решение таких же примеров в классе. Каким способом можно проверить — есть у тебя ошибки или нет?» И только в крайнем случае прямо показать, где допущена ошибка.
Нередко родители, помимо заданий учителя, нагружают своего ребенка дополнительными (необходимыми, по их мнению) учебными занятиями. У таких родителей ребенок выполняет сначала задания на черновике, потом переписывает его в чистую тетрадь. Если учитель задает на дом два столбика примеров, родители заставляют ребенка выполнить четыре — лучше будет знать! Причем все это делается за счет свободного времени. Ребенок переутомляется, быстро устает и нередко начинает учиться не лучше, а хуже. Он теряет интерес к учению, которое становится для него тяжким и неинтересным трудом.
Иногда дети стремятся, придя из школы, сразу же сесть за уроки. Это стремление поощряют некоторые родители.
У детей же такое желание вызывается их неумением переключиться с одного вида деятельности на другой.
Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребенок отдохнул, погулял и только после этого начал готовить уроки. Долго сидеть за приготовлением уроков — это еще не значит хорошо их приготовить.
Бесконечное сидение за уроками, которые можно сделать гораздо быстрее, обычно объясняется неустойчивостью внимания детей, неумением сосредоточиться на одном предмете.
В этом случае ребенок напишет, например, строчку, а затем отвлечется и начнет рассказывать о том, что было сегодня в классе; опять вернется к письму, вновь отвлечется — начнет чинить карандаш н т. д. Конечно, это отражается на качестве выполнения задания. Чтобы приучить ребенка к усидчивости, родители ставят перед ним задачу — уложиться в определенное время, ставят перед ним часы; он же, глядя на часы, учится распределять свои занятия по времени.
Не все дети одинаково развиваются, отдельные дети даже в I классе слабо усваивают учебный материал, начинают отставать.
Этот недостаток, мог бы быть преодолен со временем, однако некоторые родители, проявляя большое нетерпение, часами сидят с ребенком, буквально вдалбливая в его голову урок.
Раздражаясь, они начинают кричать на сына (или дочь), называть его тупицей. В результате дело идет еще хуже, ребенок начинает ненавидеть учение, а иногда и школу, как виновницу своих неудач. Терпение родителей, доброжелательный тон — важное условие успешной помощи ребенку в учении.
Главная задача родителей — проконтролировать, когда ребенок сел за уроки, все ли сделал, подсказать, где искать ответ на вопрос, но не давать готового ответа, воспитывая у детей самостоятельность.